Во что обойдется логистический коридор

Для создания инфраструктуры транспортного коридора «Север — Юг» могут потребоваться инвестиции в размере 38,2 млрд долларов, подсчитали в Евразийском банке развития (ЕАБР). Сумма может оказаться меньше, считают эксперты. Но и в этом случае реальный запуск коридора потребует прежде всего от России серьезных усилий.

О необходимости создания международного логистического коридора через Каспийское море с выходом к Персидскому заливу заговорили еще лет 20 назад. Сейчас в условиях почти полностью перекрытого сообщения с Западной Европой идея опять обрела актуальность. Чтобы перенести ее на практическую почву, потребуется построить сотни объектов. Все инвестиционные проекты в ЕАБР разделили на три группы по степени их приоритетности. Для создания объектов первоочередной важности нужно более 10 млрд долларов.

Транспортный коридор состоит из четырех маршрутов, рассказывает заведующий московским отделением Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов. Первый проходит по западному берегу Каспийского моря через Республику Дагестан и затем через Азербайджан и Иран с выходом к портам Персидского залива, рынкам Индии, Пакистана, Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива и Африки. Этот маршрут пока загружен меньше других, но многое зависит от того, как транспортная инфраструктура и погранпереход будут справляться с растущим потоком.

Второй маршрут проходит по восточному побережью Каспия через Казахстан, Туркменистан в Иран, то есть сопряжен с пересечением трех границ. Потребуется согласовать эффективную работу всех пропускных пунктов, отмечает эксперт.

Маршрут через Каспийское море обеспечивает взаимосвязи между портами государств Каспийского моря и был бы самым быстрым. Но в этом случае нужны серьезные работы по модернизации портов, углублению дна.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Евгений Гайва

Наконец, четвертый маршрут пролегает через Армению и Грузию. Сейчас этот путь самый отработанный, накатанный из всех вариантов, говорит Цыганов.

В ЕАБР предполагают, что большая часть инвестиций (69%) должна быть направлена на развитие западного маршрута. На маршрут через Каспий приходится 19% инвестиций,на восточный — 12%. На западный маршрут, по оценкам аналитиков, приходится и большинство проектов первой группы. Среди них, например, недостроенный железнодорожный участок Решт — Астара в Иране. К числу приоритетных отнесено также строительство автомобильных обходов городов Владикавказ, Астрахань, Махачкала, Дербент, Хасавюрт, модернизация железнодорожных линий Алят — Астара и Сумгаит — Ялама, строительство участка скоростной автомагистрали Баку — граница с Россией в Азербайджане. Немало объектов предполагается построить и на других маршрутах. В итоге вложения в инфраструктуру потребуются не только в России, но и в Казахстане, Азербайджане, Иране и других странах.

Вложения в инфраструктуру потребуются не только в России, но рассчитывать на значимое финансовое участие других стран не стоит

Стоимость подобного коридора будет высокой, но в разы меньше рассчитанной суммы, считает генеральный директор INFOLine Федяков Иван. Однако и в этом случае рассчитывать на серьезные инвестиции со стороны партнеров России по ЕАЭС и Ирана не стоит, считает эксперт. «В транспортные маршруты на Северо-Западе вкладывались Финляндия и другие страны. В южном направлении вряд ли кто-то будет сильно заинтересован, кроме России, поэтому основную часть объектов явно придется строить самим», — говорит он. Эти страны не слишком заинтересованы в коридоре, да и не имеют финансовых возможностей, поясняет эксперт. Другие страны могут выжидать и наблюдать, во что начнет вкладываться Россия, добавляет Цыганов. Тем не менее работы на Каспии уже идут, замечает он.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть